Казалось бы, про кризис индустрии высоких технологий не написал только ленивый. Абсолютно все специализированные (да и не очень) издания высказались по этому поводу. Кто-то проявляет в сложившейся ситуации оптимизм, кто-то ограничивается лаконичным, хотя и несколько нервным "Мы все погибнем!".
Идей насчет того, откуда, собственно, этот кризис взялся, мы уже тоже наслушались. Правда, все они какие-то невнятные. Смысл наиболее распространенной и уважаемой на данный момент версии заключается в том, что, дескать, наступает стагнация мировой экономики, и поэтому падает спрос на компьютеры и прочие высокотехнологичные, но не шибко нужные в повседневной жизни вещи.
Что-то в этом есть, это бесспорно. Но! Нас уже в течение нескольких лет дружно убеждали, что за компьютерами - будущее, что компьютер, вернее, не просто компьютер, а очень мощный компьютер - это столь же необходимая в хозяйстве вещь, как стиральная машинка или пылесос. На то, чтобы укоренить эту мысль в сознании масс, тратились колоссальные деньги: по сравнению с рекламными бюджетами
, направленными на промоушн индустрии в целом, сумма, затраченная на популяризацию так называемой "проблемы 2К",
кажется скромной, а между тем, по оценкам аналитиков, которых не успели прикормить крупные корпорации, PR-компания, призванная ввергнуть массы в состояние паники и купить по этому поводу новое железо / софт / услуги, обошлась только американским участникам этой затеи более чем в десять миллиардов долларов!
И, разумеется, гораздо более значительные суммы, затраченные за последние 10 лет на рекламу компьютерных технологий вообще, не могли не дать положительного результата. Спрос на hi-tech долгое время рос, и, казалось, ничего не предвещает беды. Однако те граждане, которые занимались организацией этого безобразия (кстати - я далек от мысли о существовании некой тайной организации,
получающей колоссальные бабки от крупных контор и на эти деньги организующей широкомасштабный черный пиар - ничего подобного, просто усилия каждой отдельно взятой компании по рекламе своей продукции высокотехнологичного характера как-то, понимаете, складываются), упустили из виду один маленький, но, как мне кажется, принципиальный момент.
Первые признаки надвигающейся беды появились еще в 1998 году: рынок железа достиг состояния, когда соотношение "новый компьютер - новые возможности" начало меняться не в пользу возможностей. Если людей, которые покупали компьютеры для дома, еще относительно легко можно было развести на приобретение нового процессора или видеокарты (и то в основном за счет того, что игры требовали
все больше и больше ресурсов),
то пользователи корпоративные заметно охладели к использованию новых технологий.
Много лет обещали невиданный рывок в производительности труда - и где он? Если условно принять производительность труда некоего абстрактного менеджера, работающего за компьютером с предустановленной Windows 95, за единицу и сравнить ее с производительностью труда его же при переходе, к примеру, на Windows 2000, то окажется, что смена ОС просто не окупается. Это главная проблема всех крупных
софтверных и хардверных контор - нежелание их клиентов обновлять парк компьютеров и ПО настолько часто, чтобы своевременно окупать разработку.
А домашние пользователи? Это просто сказка. За бугром до сих пор хватает народа, который живет с 486-ми машинами и ни на что не жалуется. Это в нашей стране большинство трепетно относится к нововведениям на рынке технологий и сразу после появления новой прибамбасины все начинают активно думать - а не купить ли и мне? Я вот уже год себя уговариваю сменить домашнюю машину, и единственная
причина того, что я до сих пор этого не сделал, заключается в том, что я просто не сумел придумать достаточно убедительных доводов в пользу этой затеи. Но это я такой ленивый - а ведь многие покупают. У нас.
А на Западе сейчас даже игровая индустрия не в состоянии в должной мере простимулировать спрос на новые машины.
Еще относительно недавно индустрия высоких технологий (ее непосредственные участники и сочувствующие) была в состоянии потреблять всю продукцию, которую она производила. Но с совершенствованием технологий росла эффективность производства, и вот наступил момент, когда баланс в этой самоорганизующейся системе был нарушен - "хайтековцы" больше не могут потреблять всю свою продукцию и продукцию
коллег. Ее просто в денежном выражении стало заметно больше.
Естественно, уровень продаж начал падать. Одновременно с этим начался спад в интернет-индустрии (еще один "иллюзион" планетарного уровня, масштабы этого, не побоюсь этого слова, "кидалова" еще только предстоит оценить), что лишило индустрию одного из крупнейших внутренних потребителей программной и железной продукции. Напугавшись, компании решили бороться с кризисом традиционными методами
и начали постепенно сокращать персонал, что, в свою очередь, привело к еще более быстрому снижению спроса на высокотехнологичную продукцию.
Правда, интересно получается? Выходит, что во многом индустрия живет за счет самой себя, это такой универсальный производяще-потребляющий конгломерат структур и людей, которые, конечно, иногда поглядывают на потребителей со стороны, но в основном ориентируются на собственные нужды и потребности.
Так что выбор небогат: либо надо срочно начинать думать о том, что на самом деле нужно конечным пользователям, и в этом случае смириться с неизбежными крайне значительными финансовыми потерями, либо пытаться увеличить IT-индустрию до таких размеров, когда все произведенное будет с гарантией потребляться инсайдерами.
Вот только интересно - кто-нибудь понимает, что момент, когда надо наметить дорогу для целой отрасли, уже наступил?!
По всему выше сказанному можно сделать вывод, что технологии намного перегнали наши с вами потребности.
|